Пролог. Традиция "сильной руки"
 Корни того явления, которое мы называем сталинизмом, теряются в глубине
российской истории. Советский диктатор, почти три десятилетия наводивший
ужас на своих подданных, - продукт давней традиции "сильной руки",
наследником которой он был и которую поддерживал по тем же причинам, что и
многие из его предшественников.
Как причинами, так и следствиями этой традиции были абсолютная власть
самодержца над жизнями, собственностью и мыслями всех подданных и жестокое
злоупотребление этой властью. Западные путешественники, посещавшие страну в
эпоху правления Ивана Грозного, и историки, изучающие Россию периода
сталинской диктатуры, отмечали одни и те же характерные черты
самодержавного правления, которое стало особенностью российской истории.
История России - это эпическая поэма бесконечной борьбы за освоение
огромной евроазиатской равнины. Долгая суровая зима и короткое жаркое лето,
бескрайние просторы без каких-либо естественных преград оборонительного
характера, густая сеть полноводных рек - все это диктовало условия, в
которых формировалось государство. Страна, занимающая половину Европы и
часть Азии, окруженная оседлыми и кочевыми народами, постоянно подвергалась
нападениям неравнодушных к ее богатствам соседей.
Во все времена первейшей обязанностью россиян считалась защита своего
отечества от иноземных захватчиков. Набеги, вторжения и войны в
значительной мере повлияли на мировоззрение этого народа и на формирование
его политической системы. Люди примирились с фактом полнейшего подчинения
государству, признавая абсолютную власть самодержца. Спасение нации в
русской истории всегда зависело от существования централизованного
государства и правителя, способного мобилизовать людские и материальные
ресурсы на защиту отечества.
Киевская Русь - первая веха на долгом историческом пути становления нации
- просуществовала три с половиной столетия, но не смогла выдержать
опустошительных набегов азиатских кочевых племен, противостоять давлению
воинственных германцев на своих северных границах. В поисках новых
безопасных территорий славянские племена устремились на восток. Основной
путь их миграции лежал к лесистым землям в междуречье Волги и Оки. Тогда и
была построена Москва, ставшая центром нового славянского государства.
В тринадцатом веке русские земли подверглись монголо-татарскому
нашествию. Орды Чингисхана прокатились по евроазиатской равнине, сметая все
на своем пути. Потрясение от жестокости монголов, осознание опыта
монгольского правления в ходе последующих двух столетий произвели
неизгладимое впечатление на русских и на зарождающееся государство -
Московию. Власть Великого хана осуществлялась безжалостными методами. Свод
военных и гражданских законов монгольской империи предписывал кару смертью
практически за любое нарушение. Неуплата налогов, уклонение от поставки
определенного количества рекрутов, а более всего бунт или мятеж
наказывались мгновенно и жесточайшим образом. От русских и других
порабощенных народов требовалось одно - рабская покорность.
В XV веке великие московские князья сбросили монгольское иго. Перед ними
встала грандиозная задача создания нового российского государства. Она
включала защиту и оборону своих земель, возврат захваченных врагом
территорий, населенных православными русскими, и колонизацию обширных
земель на юге и востоке. Московское государство подвергалось постоянным
набегам татар Казанского ханства до завоевания его в 1552 году царем
Иваном IV, нападениям шведов, поляков, литовцев и немцев на западе.
Одновременно в течение всех этих лет молодое российское государство вело
непрекращавшуюся войну с татарами Крымского ханства, за которыми стоял их
покровитель - сильная Оттоманская империя. В своих частых, повторяющихся
почти каждый год набегах татары, внезапно появляясь из степей, грабили и
уничтожали все, а захваченных пленников продавали в рабство на рынках
Средиземноморья. Русским приходилось все время заботиться о своих рубежах,
которые в иных местах находились менее чем в трехстах километрах южнее
Москвы. В результате вдоль южной, границы возникли оборонительные посты и
укрепленные города, а затем русские сами устремились на юг. Борьба с
татарами заняла в русской истории период почти в три столетия.
Крымское ханство было в конце концов завоевано и в 1783 году включено в
состав Российской империи. Вражеские набеги и войны, изматывавшие
государство, стали не такими частыми. Однако в начале XIX века в Россию
вторглась армия Наполеона. Крупное сражение произошло под Бородино, и
французы заняли Москву. Город частично был уничтожен пожаром.
В XX столетии разразились две разрушительные войны с немцами.
Ужасы войны живут в памяти русских на протяжении всей их истории.
Сомневаюсь, чтобы какая-либо другая нация так часто подвергалась
нападениям, как русские. Длительная борьба оставила в умах людей чувство
уязвимости и угрозы нападения врагов. Любому англосаксу, живущему в Англии
или в Америке и уверенному в своей безопасности, трудно понять трагедию
такой истории.
"Ни один народ в мире не почитает своего князя так, как москвичи, которых
с детства учат думать о царе как о самом Боге", - писал один из
иностранцев, посетивший Россию в XVII веке.
Царь был окружен великолепием и особым церемониальным ритуалом,
заимствованным в Византии. Он был не просто объектом почитания. Он имел
такую же абсолютную власть, как и монгольские ханы. Его подчиненные были его рабами,
служили ему и повиновались. Наследие монголов еще более укрепилось, а в
некоторых случаях и преобразовалось под воздействием Византии и
православной церкви, которые насаждали доктрину самодержца, обладающего
верховной властью над церковью и государством. Царь считался главой не
только государства, но и церкви* и являлся наместником Бога на земле. В
смутные времена (1605 - 1613), когда прекратила свой род династия
Рюриковичей, когда поляки захватили Москву, вера людей в божественную
власть царей была подорвана. Но быстро возродилась с приходом к власти
династии Романовых. Традиция благоговения, рабской покорности и абсолютного
повиновения царю просуществовала без особых изменений до революции 1917
года. Именно в этой традиции заложены корни обожествления Ленина, почитания
и поклонения Сталину.
Основной задачей царя являлась мобилизация людских и других ресурсов на
оборону. Страна была огромная, и процесс колонизации и заселения земель на
востоке и юге означал еще больший разброс населения. Применяемая система
управления ставила любого человека в полную зависимость от государя и
государства. Она основывалась на том, что в действительности можно было
считать национализацией земли, которая дарилась знатным дворянам за их
верную службу. Крестьяне были привязаны к земле и вместе с поместьем
переходили к новому господину.
В XVII веке крепостничество вылилось в систему полной зависимости,
подобную рабству. Все, включая и дворян, были рабами или холопами царя.
Чтобы управлять такой огромной страной, государство прибегало к жестоким
методам. Повсеместно применялись порки, приводящие к смерти, и другие
жестокие кары. Все подчиненные царя могли быть подвергнуты этим наказаниям.
И только в конце XVIII века дворяне и священнослужители были освобождены от
телесных наказаний. В XIX веке обычными стали приговоры "ссылка и каторжные
работы в Сибири".

Формально главой православной церкви на Руси являлся митрополит, позднее
- патриарх, назначение или избрание которого осуществлялось при все более
усиливавшемся влиянии монарха. Только при Петре Великом, когда был
упразднен институт патриаршества, стало возможным говорить о том, что царь,
назначавший членов Святейшего Синода, являлся главой церкви. (А. П.)

Царская специальная полиция, которая возникла как опричнина в 1565 году
при царе Иване IV и со временем превратилась в Охранку и Третье отделение,
была вездесущей. В течение всей своей истории русские, признавая свою
полнейшую зависимость от царя, покорно принимали наказания, назначаемые от
его имени. Методы использования власти ожесточали народ, но не вызывали
протеста.
Необходимо отметить, что у русских высоко развито чувство патриотизма и
любви к своей стране и строю, который они считают самым лучшим. Именно эта
точка зрения всегда удивляла западных путешественников, которых приводили в
ужас степень зависимости и убогие условия жизни основной массы народа.
Русские из Киева и Новгорода имели тесные торговые и культурные связи с
Западом. Затем, почти 250 лет (1240 - 1480), они находились под монгольским
игом и были изолированы от Запада. Они ничего не знали о Ренессансе,
Реформации, разработках и научных открытиях, которые преобразили Запад.
Медленно и с трудом в XVI - XVII вв. цари осознали отсталость России,
особенно в военном отношении. Английские купцы, прокладывавшие пути в
Московское государство, тепло принимались царем Иваном IV. Петр Великий
(1682 - 1725), боровшийся с отсталостью и изоляцией России, большое
внимание уделял европейской военно-морской технике. Однако он понимал, что
безопасность России не может покоиться только на военной мощи, а также
зависит от экономики и эффективности работы государственного аппарата.
Западное влияние, которое усилилось в XVII - XVIII вв., обеспокоило
людей. Все, что шло с Запада, воспринималось с глубочайшим подозрением.
Россияне ничего не знали о странах, лежащих за рубежами их государства.
Западным специалистам, находившимся на службе у царя, не разрешалось
путешествовать, они обязаны были жить в "иностранном квартале" вне Москвы,
чтобы не оказывать влияния на православный люд. Консервативные москвичи
цеплялись за свои обычаи, считая их выше западных.
Православная церковь поддерживала эти взгляды.

В Россию христианство пришло из Византии в Х веке. Новая религия пустила
глубокие корни и оказала большое воздействие на русских. Монгольские ханы
терпимо относились к христианству, и во время их правления русская
православная церковь продолжала развиваться. Она сыграла важную роль в
становлении русской нации и, признавая главенство Константинополя как
центра православия, все-таки стояла на националистических позициях.
В 1453 году под натиском турок пал Константинополь. Уже самостоятельная к
тому времени русская церковь приняла на себя роль его наследницы.
Утверждение, что Москва - третий Рим, для набожных русских стало догматом
веры. Это расширило власть и значение самодержца, а также славу и
известность Москвы. Предназначение России виделось в том, что именно она
поведет народы мира, в частности Запада, к единству, братству и спасению.
В ХХ веке на смену православию пришел марксизм-ленинизм с его идеей
переустройства мира.
Россия, как давно утверждают русские, защитила Запад от орд Чингисхана,
от крымских татар и турок.
Это чувство роли России так же сильно сейчас, как и в прошлом. Во второй
мировой войне Россия спасла Запад, нанеся поражение фашистским
государствам. В соответствии с официальными заявлениями СССР, русские
сражались не только обороняя свою страну, "но и за освобождение народов
Европы от фашизма, за спасение мира от варварства и жестокости". Заявления
такого рода выражают смысл русского мессианства: вести и обращать на путь
истины другие народы, что стало неотъемлемой частью русского мировоззрения
начиная с XV века.
"Россия - европейская держава", - заявила Екатерина Великая, утверждая,
что Россия всегда была европейской страной. Эта точка зрения до сих пор
является предметом спора. Так это или нет - никто не знает, но Россия
всегда сильно отличалась от Запада. Россия всегда болезненно относилась к
критике в свой адрес и покровительству. Отношение западных деятелей к
русским с позиций морального превосходства привело к усилению недоверия,
скрытости и даже враждебности к иностранцам.

Сторонники западного пути развития, представляемые Петром I, пытались
реформировать Россию и полностью войти в европейское сообщество, но им
приходилось преодолевать упорное сопротивление консервативных москвичей.
Славянофилы, составляющие основную массу людей, заботливо хранили старые
обычаи и свято верили в превосходство русского народа. Они не искали связей
с Западом, убежденные в том, что Россия найдет свой путь, чтобы стать
мощной ведущей мировой державой. Конфликт этих точек зрения постоянно
отражался в соперничестве Москвы и С.-Петербурга.
Признав Россию своей страной, Сталин вобрал в себя взгляды и обычаи
москвичей и веру в великую судьбу русского народа и государства.