Батум, тюрьма и ссылка (1902 - 1904)
В состав Тифлисского комитета РСДРП Коба избирается 11 ноября 1901 года.
Комитет состоял из 25 человек, которые хотели проводить более позитивную,
чем "Месаме-даси", политику.
Через две недели Коба едет в Батум по поручению Тифлисского комитета для
проведения революционной пропаганды среди фабричных рабочих.
Население Батума, города на черноморском побережье, составляло около
тридцати тысяч человек, половина из них - турки. Город отошел к России в
1878 году в результате русско-турецкой войны. Бурно развиваясь, он стал
российским промышленным центром. В 1883 году была построена Закавказская
железная дорога, соединяющая Баку и Батум. В городе возникли десять крупных
заводов, в том числе Ротшильда, Нобеля, Манташева. Рабочих было около
одиннадцати тысяч, зарплата низкая, условия жизни и труда тяжелые.
Приехав в Батум в ноябре 1901 года, Коба сразу же развернул агитационную
работу. 31 декабря в Батуме создается новая социал-демократическая
организация. Коба налаживает нелегальную типографию, издает листовки и
прокламации. К концу февраля 1902 года в Батуме было уже одиннадцать
социал-демократических кружков. Все указывало на то, что появился новый
организатор.
27 февраля 1902 года началась забастовка на заводе Ротшильда. Более шести
тысяч рабочих приняли участие в марше протеста у здания военного
губернатора. Войска открыли огонь. Пятнадцать человек были убиты, пятьдесят
четыре ранены, более пятисот арестованы. Весть о кровопролитии
распространилась очень быстро. Официальное разбирательство показало, что
демонстрация была стихийной; какого-либо упоминания о Кобе и других лидерах
не было. Но советские источники утверждают, что Коба был организатором и
забастовки, и демонстрации. По другим источникам, Коба организовал и еще
одну демонстрацию во время похорон жертв расстрела.
Сталин считал эту демонстрацию великим революционным достижением. Ленин
также приветствовал ее как событие большой важности. Рабочие и умеренные
социал-демократы Батума были напуганы жестокостью и жертвами, к которым она
привела.
Полицейские приложили все усилия, чтобы обнаружить подпольную типографию.
Коба перевез ее в пригородную деревню, заселенную абхазцами. Рабочие,
переодетые в женскую одежду,
приходили сюда и забирали напечатанные листовки. Соседи думали, что
печатаются фальшивые деньги и требовали свою долю. Лишь с трудом удалось
переубедить их в этом.
Демонстрация 9 марта, неповиновение и стачки вынудили полицию действовать
решительно. 5 апреля 1902 года Кобу арестовывают в первый раз.
Тюремное заключение, так же как и ссылка, считалось неизбежной ступенью в
карьере профессионального революционера. Царские тюрьмы размещались в
старых разваливающихся зданиях, и переполненная батумская тюрьма не была
исключением. Отношение к политическим заключенным было в общем терпимым,
они даже пользовались определенными привилегиями, если подчинялись
распорядку. Однако некоторые из них, не желая подчиняться тюремным
порядкам, шли на конфликт с тюремщиками, что приводило к вспышкам
жестокости и насилия с обеих сторон.
Коба не позволял себе бросать вызов тюремным властям. Он хотел, чтобы его
оставили в покое.
За время, проведенное в тюрьме (5 апреля 1902 - 19 апреля 1903), он вел
себя осмотрительно, держался спокойно, дисциплинированно. Каждое утро делал
зарядку, большую часть дня проводил за чтением и учебой.
Через шесть недель после ареста полиция завела на Кобу криминальное дело.
В нем были фотографии анфас и в профиль и следующая запись; "Рост два
аршина полтора вершка (приблизительно 163 см); телосложение среднее;
возраст 23 года. Второй и третий пальцы левой ноги сросшиеся. Волосы,
борода и усы темные. Нос прямой и длинный. Лоб прямой и низкий. Лицо
удлиненное, смуглое, с оспинами".
Такой облик обычно свидетельствует о заурядности и посредственности. Но в
действительности у Кобы было характерное, красивое и выразительное лицо.
Полиция знала его как "Рябого" и не проявляла к нему интереса. Они даже не
записали, что левая рука у него короче правой. Как и другие в разные
времена, они недооценили этого невысокого, спокойного человека.
19 апреля Кобу перевели в кутаисскую тюрьму, где он пробыл полгода.
Сидевший с ним в то время один из умеренных социал-демократов вспоминал
позднее, что Коба двигался бесшумно, как кот, изредка сдержанно и
расчетливо улыбался, никогда не кричал и не выходил из себя. Уже тогда его
ценили за самоконтроль, невозмутимость и спокойствие, которые были самыми
характерными его чертами на пути к верховной власти.
9 июля 1903 года Кобу приговорили к трем годам ссылки в Иркутскую
губернию в Восточной Сибири, в село Новая Уда.
Ссылка в Сибирь не была таким тяжелым наказанием, как раньше. Долгий путь
совершался ссыльными под охраной, но уже не пешком и не в кандалах. В 1897
году приговоренный к трем годам ссылки Ленин получил разрешение ехать из
Петербурга самостоятельно, за свой счет и без конвоя. И он даже смог
провести несколько дней в Москве со своей матерью.
Прибыв на место, ссыльный мог жить относительно свободно: охотиться,
рыбачить, посещать друзей и вести переписку. За казенные деньги можно было
снять комнату в доме местного жителя, но покупать продукты, табак и другие
предметы надо было за свои. Деньги обычно присылали или родные, или друзья.
В Сибири ссыльные вели спокойный, здоровый образ жизни, что позволяло
Ленину и другим революционерам много читать и работать.
Коба добирался до Иркутска через Новороссийск, Ростов, Царицын, Самару.
27 ноября он прибыл в Новую Уду. Всю свою жизнь Иосиф провел в Грузии, и
сибирская зима стала для него тяжелым испытанием. Но она не испугала его. 5
января 1904 года он бежит из ссылки и вскоре возвращается в Грузию.
Приблизительно в это время он женится на Екатерине Сванидзе из села
Диди-Лило. Она была дочерью Семена Сванидзе, железнодорожника,
социал-демократа. Возможно, Коба познакомился с ней через брата или отца.
Он никогда не говорил об этом. Екатерину не трогали революционные идеи отца
и брата, она осталась типичной грузинской женщиной, для которой муж и сын
Яков, рожденный в 1908 году, составляли всю ее жизнь. Молодые обвенчались в
православной церкви - так же, как и свекровь, Екатерина была женщиной
набожной. Умерла молодой в 1910 году и была похоронена с соблюдением
религиозных обрядов.